Страница обновлена 05.01.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Полянка» Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 05.01.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Полянка» Тутаевского муниципального района

Адаптация ребенка

Характеристика процесса адаптации детей в рамках дошкольного учреждения

В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитии ребенка: в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности.

Адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме (на всех уровнях и во всех системах), что проявляется в поведении ребенка. В силу несформированности адап­тационных механизмов, работы функциональных систем организ­ма в неблагоприятном режиме у ребенка возникает стрессовая ре­акция — в зависимости от того, какая система наиболее заинтере­сована в ней.

Характер протекания процесса адаптации в любом возрасте зави­сит от биосоциального анамнеза, представляющего совокупность сведений об особенностях индивидуального онтогенеза в перина­тальный период и в возрасте до 3-х лет. Особенности анамнеза ска­зываются на протяжении всей жизни человека.

Факторы, определяющие функциональные возможности детского организма в период ею адаптации

Состояние здоровья и уровень развития ребенка (функциональная активность систем).

* Биологический риск и социальный анамнез.

К биологическим факторам можно отнести токсикозы и заболе­вания матери во время беременности, осложнения при родах, забо­левания новорожденного в первые три месяца, частота заболеваемо­сти до посещения учреждения (первые три фактора определяют кис­лородную обеспеченность мозга плода и новорожденного, последующие сказываются на соматическом состоянии ребенка, в результате чего может возникнуть нарушение функциональной ак­тивности систем и увеличение степени тяжести адаптации).

Факторы социальной природы — нарушение режима жизнедея­тельности ребенка, сна, бодрствования, увеличение нервно-психи­ческого напряжения могут привести к хроническому переутомлению, и задержке психического развития ребенка. В итоге не формируются навыки и личностные качества ребенка, отмечается наруше­ние хода образования социальных потребностей, соответствующих нормативному возрастному развитию.

*Возрастные особенности появления и закрепления разных форм
социального поведения, определяющие последующий характер реакции  ребенка на новизну и усложнение ситуации развития.

*Социальная зрелость, включающая и возможности социальной
адаптации, характеризует процесс перестройки форм поведения ребен
ка в изменяющихся социальных условиях (адаптационные возможности организма развиваются параллельно развитию детской психики).

Некоторые исследователи сравнивают показатели нервно-психи­ческого напряжения в процессе адаптации ребенка с силой стресса космонавта. Выраженность стресса (нервно-психического напряже­ния) может быть минимальной (легкая, благоприятная адаптация) или на уровне срыва (тяжелая адаптация). Данные проявления фик­сируются на психоэмоциональном уровне.

В статье «Психосоматические проблемы социальной дезадапта­ции детей» выделено 4 основных механизма дезадаптации.

Выраженное эмоциональное напряжение в результате повышенной чувствительности к ломке динамических стереотипов.

Генерализованная реакция всех систем организма ребенка.

Незрелость механизмов адаптации вследствие неэффективного вегетативного обеспечения.

Несформированность навыков общения.

Причины стрессовых перегрузок в дошкольном учреждении

Длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна ребенку.

Строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание.

Фрустрация базовых потребностей ребенка.

Одновременное общение с несколькими взрослыми, которые могут быть ему неприятны.

С конца первого года жизни и в период дошкольного детства социальная адаптация ребенка проявляется в его взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Эмоциональный профиль (портрет) ребенка характеризуется осо­бенностями его поведения и эмоциональных проявлений:

* отринагельные эмоции являются важнейшей составляющей внутренней жизни ребенка. Они проявляются в спектре от еле уловимых аффективных реакций до состояния депрессии. Поведение может быть охарактеризовано как аффективное, с волнообразной сменой активности ребенка (апатия — чрезмерная подвижность);

* страх как эмоциональное состояние сопутствует проявлению отрицательных эмоций, является пусковым механизмом стрессовых реакций ребенка;

* гнев, как правило, проявляется на фоне стресса и может возникать без видимой причины;

* положительные эмоции выступают противовесом негативных реакций, преобладание устойчивого типа позитивных эмоциональ­ных реакций ребенка в процессе адаптационного периода является показателем благоприятной адаптации;

* коммуникабельность ребенка во многом определяет успеш­ный исход  адаптации. В первые дни дети чаще всего замкнуты (бес­контактны), затем наступает ситуация компромиссной контактно­сти. Налаживание коммуникаций составляет одно из приоритетных направлений работы специалистов в процессе социальной адапта­ции ребенка. Содержательное общение, насыщенная деятельность благоприятствуют успешной адаптации ребенка;

* познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой реакции в ситуации новой обстановки. Развитие познавательной активности — одно из условий снижения стресса;

* социальные навыки ребенка: под влиянием нервно-психиче­ского напряжения угасают навыки самообслуживания, поддержа­ние и культивирование которых помогает преодолеть трудности ре­бенка в процессе адаптации к новым условиям;

* речевая, двигательная активность ребенка снижается на фоне стрессовой ситуации. Двигательные реакции редко сохраняются в пределах нормы: наблюдается либо заторможенность, либо гипер­активность;

* нарушения сна и аппетита сопровождают адаптационный про­цесс. Их  нормализация свидетельствует о восстановлении основных функциональных систем организма ребенка.

 

 

 

 Показатели адаптации ребенка в условиях образовательного учреждения

 

 

 

 Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям:

—       острый (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласо­вание между привычными поведенческими стереотипами и требова­ниями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функциониро­вании нервной системы;

     подострый  (адаптации). С рамках этого этапа ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется.
Нормализуется аппетит (в течение 10—15 дней), развиваются игро­вая деятельность и речевая активность (в пределах 40—60 дней);

—         компенсации (адаптированное к определенным социальным условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые пока­затели процесса адаптации ребенка.

Характер и особенности первых двух описанных периодов позво­ляют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (лег­кая, средняя, тяжелая). У детей дошкольного возраста тяжесть адап­тации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реак­ций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах меся­ца, дошкольного — 10—15 дней):

—       временное нарушение сна (нормализуется в течение 7—10 дней),
аппетита (норма по истечении 10 дней);

неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкну­тость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20—30 дней;

характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная ак­тивность практически не изменяются;

функциональные нарушения практически не выражены, нор­мализуются за 2—4 недели, заболеваний не возникает.

Основные симптомы исчезают в течение месяца (2—3 недели нормативно).

Если данный этап растягивается до 30—40 дней, то это средняя адаптация, характерная для детей до 1,5 лет, у более старших детей — при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания. Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон и аппетит восстанавливаются в тече­ние 20—40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30—40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), дви­гательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30—35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчет­ливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая рес­пираторная инфекция).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается гру­бым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 8—9% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нару­шением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстника­ми, пытается уединиться, отмечаются проявление агрессии, по­давленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом разви­тии.

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в тече­ние первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Существует несколько направлений в организации оптималь­ного режима адаптации ребенка к детскому саду. Базовое и наи­более эффективное направление, по нашему мнению, складыва­ется в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Именно в тесном сотрудничестве воз­можно создать необходимые условия для благоприятного разви­тия ребенка.