Страница обновлена 11.01.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Полянка» Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 11.01.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Полянка» Тутаевского муниципального района

ОБРАЗОВАНИЕ

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Методические и иные документы разработанные МДОУ № 12 "Полянка" для обеспечения образовательного процесса

Учебный план на 2023-2024 учебный год

Календарый учебный график на 2023-2024 учебный год

«Образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12 «Полянка» Тутаевского муниципального района (Разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 )

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МДОУ № 12 «Полянка»

 

Уровень образования: дошкольное образование

Язык образования: русский

Форма обучения: очная

Численность воспитанников на 01.09.2023: 241 чел. (11 групп)

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет (при наличии условий).

Нормативный срок обучения: 5 лет

Краткая презентация
Образовательной программы дошкольного образования
МДОУ № 12  «Полянка»

 

 Программа охватывает детей с 1,5 до 7 лет и ориентирована на категории воспитанников ДОУ: от 1,5 до  2лет- 1группа раннего возраста, от 2 до 3 лет – 2   группа раннего возраста; от 3 до 4 лет –  младшая группа; от 4 до 5 лет - средняя группа; от 5 до 6 лет – старшая группа; от 6 до 7 лет подготовительная к школе группа.

Программа ДОУ основывается на Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденную Приказом Министерства просвещения Российской федерации №1028 от 25 ноября 2022г.

 

ФОП ДО реализуется педагогическими работниками ДОУ во всех помещениях и на территории детского сада, со всеми детьми ДОО.

 

Образовательная программа дошкольного образования МДОУ №12 «Полянка» разработана на основе Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028,  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного  образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155  и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.     

      Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

            Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

   Программа определяет содержание, организацию образовательной деятельности и планируемые результаты освоения Программы, а также объём обязательной части, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объёма программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОУ; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОУ в целом.

Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.

В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.

В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.

Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.

В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организацию развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОУ; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.

В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.

Целью Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Цель Программы достигается через решение следующих задач:

  • приобщить детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;

  • создать условия для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

  • структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;

  • создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

  • обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечение их безопасности;

  • создать условия для достижения детьми на этапе завершения ДОУ уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Составной частью Программы является программа воспитания

Цели и задачи воспитания.

Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:

  • формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;

  • формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;

  • становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.

 

Общие задачи воспитания в ДОУ:

  • Содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

  • Способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

  • Создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению  и саморазвитию, самовоспитанию;

  • Осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

 

Направления воспитания:

  • Патриотическое направление воспитания

  • Духовно-нравственное направление воспитания

  • Социальное направление воспитания

  • Познавательное направление воспитания

  • Физическое и оздоровительное направление воспитания

  • Трудовое направление воспитания

  • Эстетическое направление воспитания

 

Формы взаимодействия с семьями воспитанников:

  • Анкетирование

  • Дни открытых дверей

  • Родительские собрания

  • Консультации для родителей

  • Педагогические беседы с родителями

  • Наглядно-информационное просвещение: информационные стенды, папки- передвижки, выставки, памятки, буклеты, брошюры, бюллетени

  • Совместные праздники и развлечения

  • Посещение семьи

  • Клубы (семейные)

  • Проектная деятельность педагогов, детей и родителей

  • Мастер-классы

  • Конкурсы, викторины, деловые игры, олимпиады.


       

 Основной структурной единицей МДОУ является группа детей дошкольного возраста. 
В   группах   общеразвивающей   направленности   предельная   наполняемость устанавливается согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 с учетом  возраста детей.
       Образовательная деятельность МДОУ осуществляется в соответствии с  Основной образовательной программой МДОУ №12 «Полянка» и направлена на формирование общей культуры воспитанников, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их социальной успешности. Образовательная программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач, основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, построена с учетом принципа интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие – заданных в ФГОС ДО.

Основные формы организации образовательного процесса:

  • совместная деятельность взрослого и воспитанников в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной (образовательной) программы и при проведении режимных моментов, самостоятельная деятельность воспитанников.

        Образовательный процесс построен на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Образовательная деятельность с детьми строится с учётом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса.

В работе с детьми педагоги используют образовательные технологии деятельностного типа: развивающего обучения, проблемного обучения, проектную деятельность.

   Общий объем обязательной части программы составляет (не менее 60%) времени и рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность;
  • взаимодействие с семьями детей.

   Созданы условия для разностороннего развития детей дошкольного возраста – детский сад оснащен оборудованием для разнообразных видов детской деятельности в помещении и на участках с учетом финансовых возможностей МДОУ.

Формы организации обучения в ДОУ

Форма организации обучения – это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Формы отличаются:

  • по количественному составу участников,
  • характеру взаимодействия между ними,
  • способам деятельности,
  • месту проведения.

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организаванная образовательная деятельность (ООД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

 При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части:
Первая часть – введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть – самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья часть – анализ выполнения задания и его оценка.

Требования к организации непосредственно образовательной деятельности

Гигиенические требования:

·        непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

·        ­воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,

·        ­не допускать переутомления детей на занятиях.

·         предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

Дидактические требования

·        ­точное определение образовательных задач ООД, ее место в общей системе образовательной деятельности;

·        ­творческое использование при проведении ООД всех дидактических принципов в единстве;

·        ­определять оптимальное содержание ООД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;

·        ­выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели ООД;

·        ­обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер ООД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;

·        использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.

·        ­систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования

·        иметь в наличие продуманный план проведения ООД;

·        четко определить цель и дидактические задачи ООД;

·        грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;

·        поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении ООД.

·        не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.

·        ООД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;

·        ООД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);

·         организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.

Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой)

Дидактическая задача

1.      Занятия усвоения новых знаний, умений;

2.      Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

3.      Занятия творческого применения знаний и умений;

4.      Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

Содержание знаний (раздел обучения) 

1.      Классические занятия по разделам обучения;

2.      Интегрированные (включающие содержание  из нескольких разделов обучения).

 

Формы организации обучения в повседневной жизни.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

·        прогулка, которая состоит из:

  - наблюдений за природой, окружающей жизнью;

  - подвижных игр;

  – труда в природе и на участке;

   – самостоятельной игровой деятельности;

·  экскурсии;

·  игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- спортивные игры;

·  дежурство детей по столовой, на занятиях

·  труд:

- коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в уголке природы;

- художественный труд;

·  развлечения, праздники;

·  экспериментирование;

·  проектная деятельность;

·  чтение художественной литературы;

·  беседы;

·  показ кукольного театра;

·  вечера-досуги;

В ДОУ –  выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

·        предметно-игровая,

·        трудовая,

·        спортивная,

·        продуктивная,

·        общение,

·        сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Методы и приемы организации обучения

       В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами

     Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

       Основной целью является: создание  благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ  базовой культуры личности, всестороннее развитие психических  и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности:

- игровой;

- коммуникативной;

- трудовой;

- познавательно – исследовательской;

- продуктивной;

- музыкально-художественной;

- чтения.