«Детский сад № 12 «Полянка» Тутаевского муниципального района
Кейс "НАРОДНАЯ КУКЛА"
Паспорт кейса
Название кейс – музея: «Народная кукла».
Профиль музея: познавательный, игровой, творческий.
Актуальность:
В настоящее время на одно из первых по значимости мест вышла проблема нравственного воспитания детей и молодёжи. Государственная политика в этой области ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений. Большой педагогический потенциал в воспитании подрастающего поколения несёт в себе ознакомление дошкольников с культурными народными традициями. Приобщение детей к русской народной культуре с дошкольного возраста позволяет лучше узнать историю своего народа, его традиции, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Введение ребенка-дошкольника в мир народных традиций должно проходить на доступном для его понимания материале. Одним из которых, является традиция изготовления народных тряпичных кукол. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Это великолепный образец занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству.
Цель: приобщения детей к традициям и культуре русского народа через знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы.
Задачи:
- учить детей и родителей изготавливать народных кукол своими руками;
- закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
- воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение;
- обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;
- формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;
- совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы;
- создавать условия для сотрудничества с семьями воспитанников.
- воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Принципы:
- принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребёнка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности
- принцип сотрудничества и взаимоуважения использовали
- принцип деятельности и интерактивности,
- принцип динамичности и вариативности,
- принцип разнообразия.
Содержание кейса:
Экспозиция располагается в кейсе - чемодане.
Кейс-музей «Народная кукла» предназначен для формирования первичных представлений о тряпичной куколе, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков. Мы решили помочь расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. Экспонаты музея используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Кейс-музей стал духовно - нравственным центром группы, местом для творческого поиска взрослых и детей.
Экспонаты подобраны в соответствии с возрастом дошкольников. Обеспечена доступность и безопасность объектов, а так же их разнообразие и целесообразность. Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр. Также представлены: литература о куклах, подборки фотографий и картинок с изображением кукол.
Перечень экспонатов:
- Кукла Крупеничка (Зерновушка)- оберег на сытость и достаток в доме;
- Кукла Десятиручка – кукла рукодельниц;
- Кукла «Спиридон – Солнцеворот»;
- Кукла «Рождественский ангел»;
- Куклу «Колокольчик»- обрядово – игровая;
- Кукла «Масленица» - обереговая кукла;
- Кукла «Веснянка»;
- Кукла «Долюшка»;
- Кукла «Благополучница»;
- Кукла «Кубышка»;
- Кукла «Жница».
Планируемые результаты:
-
- дети знакомы с русскими народными календарными праздниками, с обычаями и традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы;
- у детей повысился интерес к познанию народных традиций и обычаев;
- дети имеют опыт по созданию различных народных кукол;
- родители проявляют интерес к произведениям народного творчества, имеют представления о народной кукле;
- в группе создан кейс – музей «Тряпичная народная кукла», который стал духовно - нравственным центром группы, местом для творческого поиска взрослых и детей.
Паспорт кейса "Народная кукла"
Картотека художетсвенного слова по народным куклам
Конспект занятия "Музей народной куклы"
Мастер - класс "Кукла Кувадка"
Мастер - класс "Народная тряпичная кукла Закрутка"