«Детский сад № 12 «Полянка» Тутаевского муниципального района
Барашкова
Анна Викторовна
педагог-психолог
Образование: высшее
Пензенский Государственный Педагогический институт имени В.Г. Белинского 1991 г.
Московский психолого-социальный институт 2004 г.
Квалификация категория: первая
Педагогический стаж: 34 года
Руководитель Клуба "Искусство быть родителем", созданного на базе МДОУ № 12 "Полянка"
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса МДОУ № 12 "Полянка"
Свою педагогическую деятельность в МДОУ № 12 «Полянка» я начала с 1991 года.
Моё профессиональное кредо:
«То, как мы общаемся с другими людьми и самим собой, в конечном счете,
определяет качество нашей жизни».
Энтони Роббинс
Мое профессиональное кредо строиться на умении слышать то, что другие не видят и не чувствуют. Ребенок и взрослый – это две личности, дополняющие друг друга. Ребенок – ценность для взрослого, а Взрослый для ребенка – опора и вершина. Свою работу я строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса, опираясь на общение.
Мое предназначение, как педагога-психолога сопровождать детей, проходя с ними определенный отрезок жизненного пути, не навредив им, помочь взрослым (педагогам и родителям) выстраивать гармоничное отношение с драгоценным созданием – нашими детьми, через общение. Именно общение – это не просто внимание друг к другу или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает воспитанников и педагогов ДОУ.
ИГРЫ С ВОДОЙ, КАК СПОСОБ РАССЛАБЛЕНИЯ
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для маленьких детей.
Первые игры с водой ребенок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, взрослые одновременно решают много разных задач.
- Способствуют физическому развитию ребенка (развивается мелкая моторика рук, а также зрительная и двигательная координация).
- Знакомят ребенка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса….; и с материалами, которые используются в играх).
- Расширяют и обогащают словарь детей.
- Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями – далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.
- Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Игры с водой делают жизнь ребенка разнообразнее и интереснее. Каждый малыш с удовольствием принимает в них участие.
Что нужно для организации игр с водой дома?
- Установить емкость с водой на устойчивый столик. К емкости должен быть свободный доступ;
- Верхний край емкости для воды должен находиться на уровне пояса ребенка;
- Перед игрой закатать ребенку рукава и одеть фартучек;
- Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки- забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, желуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы – заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
Организуя игры детей с водой, хорошо использовать художественное слово (для маленьких детей уместны потешки, стишки о воде, описательные загадки). Игры с водой хорошо также сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, рокота прибоя, журчания ручейка. Слушать вместе с малышом пение мини-фонтанчика, который желательно иметь дома доля увлажнения воздуха.
Организация совместных игр в форме опытов – экспериментов
- Знакомство со свойствами воды:
- Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой;
- Вода бывает горячая, теплая, холодная. Попробовать на ощупь;
- Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока;
- Вода не пахнет. У нее нет запаха. Дать детям понюхать;
- Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду;
- Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку).
- Переливанием воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
- Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку…).
- Веселая рыбалка (вылавливанием ложкой разных предметов из разных по объему емкостей).
- Тонет – не тонет (игры на экспериментирование).
- Игры с мыльными пузырями. (самостоятельной пускание пузырей). Поймай пузырь на ладошку. Чей пузырь больше? Чей пузырь выше улетит? А дальше?).
- Игры с заводными плавающими игрушками.
- Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.
- Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем нашу куклу», «Помоем кукольную посуду», «Постираем кукле белье», «Приготовим для куклы обед».
Организуя игры с детьми, взрослым следует помнить о том, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.
Консультация для родителей "Игры с водой, как способ расслабления"
Уважаемые родители, "Как правильно организовать подготовительные занятия для будующих первоклассников" |
Правильная организация домашней подготовки ребенка к школе чрезвычайно важна! Родителям стоит отчетливо осознавать одну главную вещь — в 6-7 лет ребенка можно заинтересовать в учебе так, что у него будут гореть глаза все десять лет в школе и четыре года в университете, и он будет с удовольствием учиться и узнавать новое всю жизнь. Однако в силах тех же родителей навредить и навсегда отбить у ребенка интерес к учебе. Если подготовка к школе будет напоминать шестилетке мучение, а не увлекательную игру, такого не случится.
Вот десять советов по поводу того, как правильно организовать занятия для дошкольников:
*Наблюдайте за тем, каков биоритм ребенка в течение суток, желательно обнаружить то время дня, когда у ребенка самая высокая работоспособность. Не бойтесь экспериментировать и пробовать заниматься с ним в разное время, так вы обнаружите удачное время для занятий, у каждого ребенка это время свое.
*Следите за тем, чтобы ваше настроение во время занятий было хорошим. Ребенок чувствует настроение родителей, и оно передается ему.
*Занятия не должны быть баловством. Все-таки вы заняты серьезным делом, поэтому выключите телевизор, радио и т.д. Определите ребенку место для занятий, которое затем станет его местом для подготовки домашних заданий в школьные годы.
*Время занятий для ребенка шести – семи лет не должно быть больше получаса. Однако имейте в виду, что самые первые занятия могут длиться намного меньшее время, это зависит от усидчивости малыша.
*Не злоупотребляйте усидчивостью ребенка. Даже если шестилетка увлекается занятиями и рад учиться, все-таки 30-35 минут — предел, иначе он просто переутомится. Всегда нужно заняться чем-нибудь другим, поиграть в подвижную игру и т.д.
*Для ребенка шести лет нормально отвлекаться от занятия, не сердитесь на него за это. Если вы учитесь читать, а малышу вдруг захотелось рассказать вам увлекательную историю про Серёжку из второго подъезда, пусть выговорится. Затем плавно верните его к занятию.
*Всегда делайте короткие перерывы каждые 10 минут! Особенно важно прерываться при занятиях письмом, разминать пальчики и тело.
*Хвалите ребенка за все его достижения! Какими бы умницами ни были его родители, не стоит считать, что успехи ребенка — само собой разумеющееся. Ребенок должен получать поощрение. Похвалите его за особенно заметные успехи перед лицом родственников, знакомых, соседей — ребенку нужно уметь чувствовать собственный успех. Главное — не перехваливайте, чувствуйте меру.
*Превратите занятия в нечто вроде сериала. Используйте простой прием, которым пользуются производители телесериалов — оставляйте в конце занятия интригующую зацепку по поводу следующей “серии”.
По поводу того, как распределять сложность заданий во время занятий, мнение педагогов расходится. Одни полагают, что правильнее всего поставить сложное задание в начале, а потом выполнять все более легкие. Однако если ребенок почувствует себя бессильным перед таким заданием, все занятие может пойти насмарку. Поэтому экспериментируйте. Попробуйте универсальный вариант, который подойдет большинству — начинать и заканчивать легкими заданиями, а в середину занятия ставить самое сложное.
Что должен знать и уметь будущий первоклашка
Готовя задания для подготовки шестилетнего ребенка к школе, учитывайте, что всесторонне развитый первоклассник должен при поступлении в школу знать следующие вещи:
- Называть фамилию, имя и отчество как свою, так и родителей, знать домашний адрес, в каком городе и стране он живет.
- Знать дни рождения свой и родителей.
- Знать дни недели, месяцы и сезоны года, причем в их последовательности.
- Знать названия распространенных растений и животных.
- Знать основные цвета.
- Знать основы правил дорожного движения.
- Знать, какие виды спорта существуют, какие профессии бывают, может назвать имена известных писателей и поэтов.
- Назвать основные праздники в году.
- Отличать “право” и “лево”.
- Понимать “больше” и “меньше”, “старше” и “младше”, “короткий” и “длинный”, “одинаковый” и “разный” и т.д.
- Понимать, в чем разница между улицей, городом и страной.
- Понимать, чем отличаются друг от друга водоемы, не путать реку и море.
- Понимать, чем фрукты отличаются от овощей или ягод, а деревья — от кустарников.
- Знать, чем буквы отличаются от звуков, а гласные звуки — от согласных.
- Понимать, что если задание не понятно, нужно переспросить у взрослого, что тот имеет в виду.
Какие навыки должны быть сформированы у ребенка к шести-семи годам:
- Решение простых задачек (включая логические), отгадывание загадок.
- Восстановление последовательности, выделение общего у предметов и умение находить отличия.
- Описание изображенного на картинке, пересказывание историй, умение заучивать наизусть небольшие стихотворения и прозаические отрывки из 5-6 предложений.
- Счет до 10 и выполнение простых арифметических действия.
- Умение определять, сколько звуков и слогов в коротких словах.
- Умение вырезать ножницами, в том числе по нарисованному контуру. Умение вырезать геометрические фигуры.
- Умение владеть карандашом или ручкой: рисование ровных линий без линейки, штриховка и закрашивание, не выходя за контур.
Главное, чего нужно добиться во время домашних занятий с дошкольником — подготовить его к школе психологически. Ребенок не должен смущаться, когда его спрашивают о чем-то, что ему известно, он должен смело отвечать на вопросы учителя.
Консультация для родителей "Скоро в школу мы пойдем!"