Страница обновлена 24.01.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Полянка» Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 24.01.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Полянка» Тутаевского муниципального района

XI муниципальная конференция
"Инновации в системе образования ТМР: современный контекст и лучшие практики"

 

Тема: "Индивидуализация образования средствами работы с многофункциональными книгами из фетра"

Автор: Кленкова Марина Федоровна

Пояснительная записка

Антиплагиат

Информация об инновационном продукте

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.

Индивидуализация дошкольного образования провозглашается в качестве одного из принципов дошкольного образования и понимается как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО, п.1.4.).

Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

В соответствии с требованиями ФГОС к дошкольным образовательным организациям и принципам, на которых основана ФОП ДО, в связи с обновлением содержания и  технологий дошкольного образования, ее личностно-ориентированной направленности, в своей работе с детьми я использую многофункциональные пособия – развивающие книги из фетра.

С учётом ФГОС ДО: книги многофункциональны, с разнообразной тематикой, познавательны, трансформируемы, вариативны, доступны детям разных возрастов. Их можно использовать для коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

 

Актуальность

В последнее время тема развивающих игр и игрушек становится все более актуальной. Книга из фетра как раз и является таким пособием. Игры и задания, представленные на страницах книги, направлены на развитие сенсорных и психических процессов. В ходе игры с книгой у ребенка развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, логика, внимательность, речь, цветовосприятие, координация движений, зрительное восприятие, умение ориентироваться в пространстве.

Книги из фетра называют «тихими», так как пока ребенок занят книгой, в доме становится тихо и спокойно. Книги охватывают следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования. Социально – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.), об особенностях природы, временах года и т.д. Речевое развитие направлено на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой. Художественно- эстетическое развитие предполагает понимание мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Физическое развитие предполагает развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

 

Новизна

Новизна и уникальность данного продукта заключается в том, что фетровые книги можно использовать как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также книгу можно дать домой для привлечения родителей к образовательному процессу  ДОУ. Игры с книгой учитывают индивидуальные особенности ребенка, ведь варианты заданий в книге не имеют предела, книга может пополняться новыми страницами с возможностями внесения детьми изменений в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Книги из фетра мягкие, приятные на ощупь, внутри фетровых деталей есть разные наполнители (шуршащие пакетики, гранулят, пищалки, гремелки), поэтому дети могут не только пощупать, но и услышать разные звуки. А, как известно, дети познают мир через ощущения.

Страницы книг не мнутся, не рвутся.

Ценность состоит и в возможности применения данного игрового пособия для развивающих занятий и игр не только в детском саду или дома, но и в дороге, не занимает много места и, в то же время, все элементы игры хранятся в одном месте (на страницах книги, в кармашках) и не потеряются и после игры.

 

Материально-технические условия

Книги выполнены из  натуральных материалов, безопасны в использовании, их легко хранить в контейнерах, сумках или в открытом шкафу на полках.

Для изготовления пособия требуются выкройки, швейные принадлежности, ткани, нитки, швейная машина.

Для внедрения данного продукта требуются материальные затраты. Пособие можно изготовить при взаимодействии с родителями, социальными партнерами (швейное производство).

 

Кадровые условия

Данное пособие предназначено для работы воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, учителей - логопедов, психологов, родителей. Специального образования не требуется.

 

Возможные сложности

Для изготовления книг требуются выкройки, их можно найти в Интернете, нарисовать самим, использовать шаблоны. Так же к рисованию шаблонов можно привлечь детей. Если нет швейной машины, можно сшить вручную. Можно найти мастер-классы по изготовлению книг в Интернете.

При использовании книг, они могут испачкаться, можно их постирать или почистить щеточкой. Для обработки так же можно использовать кварцевую лампу.

Так как дети могут потерять некоторые детали из книги, их можно сшить заново или при шитье книги, особенно для маленьких детей не делать съемных деталей или пришивать некоторые детали на шнуры.

 

Эффекты

В данном пособии дети через игру знакомятся с разными застежками (петлями, пуговицами, кнопками, шнурками, молниями), и в процессе игры учаются действовать с ними, что переносится в повседневную жизнь.

Дети научаться вступать в диалог со сверстниками, взрослыми, сочинять сказки, описывать разные предметы.

Научатся считать, логически мыслить, знают цифры, буквы.

Узнают о жизни животных, насекомых, транспорте, о природных явлениях.

У детей разовьётся мелкая моторика, координация движений, умение ориентироваться в пространстве.

Дети будут эмоциональны и активны, самостоятельны, инициативны.

 

 

Многофункциональные книги из фетра

               
«Букашки»   «Вокруг света»   «Из жизни семечки»   «Малышатам о зверятах»   «Морюшко»   «Насекомые»   «Наша планета»   «Питомцы»   «Секретики Лето»

 

    

 

Тема: «Организация игрового пространства в ДОУ средствами мобильных игровых пособий»

Автор: Монахова Елена Юрьевна

Информация об инновационном продукте

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Одним из требований ФГОС ДО и ФОП ДО является создание образовательного пространства в детском саду, способного обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделав его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, педагоги должны подбирать такое игровое оборудование, которое будет логично «встраиваться» в уже имеющееся пространство.

Одним из материалов для организации пространства детского сада являются мобильные игровые пособия.  Данные пособия:

  • помогают разнообразить игровое пространство группы с учётом детских потребностей;

  • служат для взаимодействия и коммуникации дошкольников;

  • развивают познавательный интерес, творческое воображение детей;

  • формируют умение дошкольников самостоятельно организовывать игровую деятельность;

  • способствуют созданию положительного психологического микроклимата в группе.

Мобильные дидактические пособия помогают реализовать принципы ФГОС ДО:
насыщенность: наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
вариативность:  наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
трансформируемость: возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
доступность: свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам.

Дидактические пособия соответствуют современным тенденциям развития общества, представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: они являются и игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 

Актуальность

Дети-дошкольники познают мир через игровую деятельность. В настоящее время создаётся большое количество развивающих игр и игрушек на производственном уровне. Такие пособия стимулируют познавательный и творческий интерес детей. Тем более ценны подобные развивающие пособия, выполненные своими руками с использованием ткани и фетра. Натуральные материалы очень приятны в обращении. Игра с данными пособиями даёт детям ощущение тепла, уюта и безопасности.

Уникальность данных пособий заключается в том, что они способствуют решению множества задач (развитие у детей сенсорных представлений, мелкой моторики, логического мышления, воображения, коммуникации, ориентировке в пространстве, развитию игровых навыков и т.д.)

Игровые пособия мобильны, их можно легко приспособить к условиям любого помещения (перенести на другое место, закрепить на мольберте, столах, стульях, положить на пол). Одновременно может играть один и несколько детей.

Данные пособия можно так же использовать для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ. Возможно временная передача пособия в семью с целью привлечения родителей к образовательному процессу в ДОУ и совместной игровой деятельности с ребёнком.

Пособия применяются для различных возрастных групп. Дети могут вносить коррективы: легко заменять одни элементы на другие, и самостоятельно изготовить дополнительные элементы по своему желанию.

Все игровые пособия безопасны, выполнены из натуральных материалов, не содержат элементов, наносящих вред здоровью. Их легко хранить и обрабатывать.

 

Новизна продукта

Представленные мною пособия являются аналоговыми. Подобные материалы можно увидеть в сети Интернет в различных техниках исполнения.  Данные пособия были изготовлены из натуральных тканей. Добавлены отдельные элементы для более удобного хранения дополнительного материала, а также размещения игр на мольберте. Выполненные пособия адаптированы к материальным возможностям, условиям пространства детского сада и группы. Предусмотрена возможность внесения изменений детьми в соответствии со своими желаниями и творческими замыслами.

 

Материально-технические условия

Для изготовления игровых пособий были использованы следующие материалы и оборудование:

  • хлопчатобумажная ткань,

  • фетр,

  • нитки,

  • лента-липучка,

  • швейная машина.

Для хранения используются пластиковые контейнеры или пакеты.

 

Финансово-экономические условия

Для изготовления пособий требуются некоторые материальные затраты. Возможно участие родителей (остатки тканей, помощь в приобретении пуговиц, крючков, ниток и пр.) и социальных партнёров.

 

Кадровые условия

Представленные дидактические пособия предназначены для работы воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, а также для родителей. Специальной подготовки не требуется.

 

Сложности при использовании

В ходе использования игровые пособия могут загрязняться и мяться. Загрязнения легко устраняются в процессе стирки. Изделия хорошо гладится, так же возможна обработка кварцевой лампой.

 

Эффекты, достигаемые в результате использования

В ходе игры с данными пособиями у детей развиваются сенсорные представления, зрительное восприятие, мелкая моторика рук и пальцев, развивается логическое мышление, воображение, умение ориентироваться в пространстве. Формируются игровые навыки. Дети общаются друг с другом и со взрослыми, становятся более коммуникабельны.

Учитывая всё вышеперечисленное, было принято решение создать и использовать мобильные дидактические пособия, поскольку размещение стационарного оборудования в групповой комнате, не всегда представляется возможным.

При создании пособий учитывались основные требования к развивающей среде ДОУ.

     Поскольку, РППС должна быть содержательно насыщенной, соответствовать возрастным особенностям детей и содержанию Федеральной образовательной программы, то представленные игровые пособия можно активно использовать в условиях современного детского сада. Данные пособия включают в себя множество красочных и разнообразных элементов, что способствует реализации игровой, познавательной и творческой деятельности детей.

Второе требование – трансформируемость, предполагает, что среда должна изменяться в зависимости от образовательных ситуаций и интересов детей. Пособия мобильны, поэтому их можно легко переносить в любое, удобное для детей место. Все съёмные детали легко, заменяются на другие или дополняются. Все это даёт хорошую возможность для решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе.

         Третьим требованием при создании РППС является - полифункциональность. Некоторые элементы можно использовать не только по назначению, но и в качестве предметов-заместителей в детской игре, на занятиях, в организованной и свободной деятельности детей, на различных мероприятиях.  Например, листья и цветы можно использовать для счёта, количественного сравнения, выложить логический ряд, использовать в качестве трафаретов в изобразительной деятельности, украсить группу к празднику. Пуговицы можно соединять по цвету с помощью канцелярских резинок. Геометрические фигуры можно использовать для развития математических представлений, в качестве плоскостного конструктора. С помощью шнурков, лент, тесьмы можно создавать различные узоры и изображения.

Вариативность - четвёртое требование ФГОС. Игровые пособия и ширмы можно постоянно пополнять новыми деталями по желанию детей, тем самым стимулировать детскую фантазию. Летний домик легко превратить в зимний, осенний, заменив одни элементы декора на другие. Элементы, вырезанные из фетра, имеют свойство легко соединяться между собой. С помощью несложных манипуляций ширму можно превратить в больницу, детский сад. Так же её можно использовать и как уголок уединения. Дети могут здесь отдохнуть от суеты, почитать книги, посмотреть фотографии и просто пообщаться с другом. Кораблик дети легко могут украсить флажками, вырезанными из бумаги, а окна-иллюминаторы превратить в весёлые мордашки.

        Доступ к игровым пособиям свободен всем детям без исключения, что соответствует пятому требованию - доступность. Все пособия можно легко расположить на уровне роста детей на мольберте, на столе, на стульях, можно положить на пол.  Ребёнок сам выбирает удобное для него положение - сидя, стоя, лёжа.

Пятое требование - это безопасность. Все игровые пособия соответствуют требованиям безопасности их использования. Материал, из которого они изготовлены, свободно можно подвергать как влажной, так и паровой обработке. Игровые элементы не имеют острых деталей и углов, не способны нанести травмы детям в процессе их использования.

       Такие мобильные дидактические пособия, удобно использовать в любой возрастной группе детского сада, в разных формах организации образовательной деятельности. Мобильные игровые пособия служат отличным дополнением предметно-пространственной среды и прекрасно вписывается в интерьер группы. 

 

Аннотация на игровые мобильные пособия